Северная Корея -
страна народного счастья

Фотографии городов и людей, события, памятники природы,
лучшие курорты и отели КНДР, идеология и быт народа.
Рассказы и путеводители по КНДР. Северная Корея в фотографиях.

Можно выбрать фотографии нужного города из колонки слева: Пхеньян, Вонсан, Кэсон, Хамын, Нампо.
Можно выбрать фото одного из событий в Северной Корее, как то: Ариран, выставка цветов, народные гулянья на улицах.
Можно посмотреть описания и фотографии отелей КНДР.
Много фото Северной Кореи в разных категориях: фото-туры в горах, морские курорты, портреты вождей.
Рассказы о народном быте, о путешествиях по КНДР, как организовать тур в КНДР, советы туристам.

Из Пекина в Пхеньян на поезде

Фото из КНДР, рассказы о КНДР
Города и поселки: фото
Отзывы и рассказы о КНДР
Курорты Северной Кореи
Люди и профессии
Отели КНДР
Фото из КНДР, разное-интересное:
Детский сад в Северной Корее. Видео и фото.
Дискотека на пляже, молодежь КНДР. Видео
Фабрика удобрений в Хамыне
Монументы Пхеньяна
Монумент Мансудэ: раньше и сейчас
Сельское хозяйство КНДР
Пхеньянский зоопарк
Демилитаризованная зона
Сувениры из Северной Кореи
Быт трудового народа
Стройки века: плотина в Нампо
Детский концерт
Цирки Пхеньяна

Города КНДР. Фото:
Пхеньян
Вонсан
Хамхын
Кэсон
Нампо

Из Пекина в Пхеньян на поезде: рассказ про поездную жизнь длиной в сутки.

Хотя мы и были в КНДР уже несколько раз, путешествие из Пекина в Пхеньян на поезде – первое.
В расписании этот поезд фигурирует как К27, и, как оказалось, для половины китайцев это обычный местный поезд Пекин-Дандонг с промежуточными остановками в Тяньцзине, Шеньяне и более мелких городах. Дандонг – это последний пункт перед северокорейской границей. Они и не в курсе, что кто-то на этом поезде собрался в Северную Корею.
Мы не знали, как выглядит поезд, – было предположение, что вагоны зеленые, советские. Как нам сказали китайские партнеры, покупавшие билеты, есть два вида поезда на данном направлении – китайский и корейский. Мы едем на «корейском». Оказалось, что «поезд» в Пхеньян – это два прицепных вагона к обычному китайскому составу. Все вагоны, что едут только по Китаю, – белые, часть – сидячие, часть – купе. А «наши» вагоны – снаружи зеленые, типа советских, но внутри – как типовой китайский вагон. Купе не 9, а 11, т.е. они меньше (поуже) советских.
Если по порядку, то посадка на поезд выглядела так: приехали на вокзал за 1.5 часа до отправления (старт – в 17.30). Наш провожающий взял себе «платформенный билет», чтобы войти с нами в вокзал.

В Северную Корею на поезде. Вокзал в Пекине

Еще перед самим входом в здание вокзала – решетки с будками, первая проверка билетов. Далее петляем по вокзалу, перемещаясь по этажам, минут 15, пока не доходим до нужного нам выхода к платформам. Здесь основательные решетки с дверцами, запертыми на замок. К соседнему выходу выстроена огромная очередь из китайцев, они все стоят к поезду, отправляющемуся на полчаса раньше. Мы в своей очереди – вторые-третьи. Но минут через 20 и за нами выстраивается длинная череда провинциалов с тюками и тележками. Интересен процесс «запуска» толпы к платформам: видимо, на соседний поезд продавали билеты «без мест», и как только девушки открыли решетки, народ бегом бросился по переходному мосту к своей электричке, занимать сидячие места. Каким-то образом девушек-контролеров не задавили, и они еще успевали штамповать билетики. Третий билетный контроль – на входе в сам поезд. Мы в киоске покупаем полтора десятка пакетиков с молоком (в Корее не пьют молоко), и вот и наша очередь заворчала-заворочалась – сейчас будут «запускать». Состав подают примерно за час до отправления. Народ сзади начинает напирать, хоть на наш поезд (он скорый) у всех места в билетах обозначены. Ну, по привычке, наверно. У нас вагон номер 13, однако, когда мы дошли до нужного номера, оказалось, что вагон – сидячий. Уточнили у проводника, нам махнули рукой – ваш дальше. Прошли еще два вагона и сразу поняли, какой из них наш. После белых китайских вагонов, как уже было сказано, прицеплены два зелененьких с проводниками явно не китайцами.

В Северную Корею на поезде. Посадка в поезд

В вагоне 11 купе, в одном мы, в другом пара китайцев и еще одно купе занято – скорее всего – тоже китайцы. Последний вагон, кажется, вообще едет пустой. Я полагаю, что в «сезон» – весной, осенью, народу все же побольше. Мы едем в «средне низкий сезон» – конец июня.
Купе выглядит весьма скромно, точнее – бедненько. Бедненько, но относительно чисто. Постельное белье не стирали ни разу. Я поначалу попросила проводника простынку-то сменить, он сразу понял, поменял – аккуратненько так перестелил. Однако, как потом поняли, простынки все такие, и менять шило на мыло бессмысленно.
Настроение улучшает поход в вагон-ресторан через 5 китайских «сидячих» вагонов: открыты засорившиеся туалеты, люди-зайцы спят вповалку на газетках в тамбурах, курят там же, все жрут-жуют-чавкают и снимают обувь. Поэтому возвращение в родной вагон – это как в райский уголок. Уже чисто, уже все нравится.

Тем, кто не курит, я бы может и не советовала путешествовать в Китае и в Корее на поезде. Я хожу по вагону и то проводникам, то китайцам-пассажирам показываю на таблички «не курить». Они смущенно прячут сигаретку в рукав и понятливо кивают головой, а как только я уйду – начинают пыхтеть с утроенной силой. В российских поездах, в целом, такая же ситуация, и не важно, в плацкарте ты едешь или в СВ.
Туалеты чистые, правда, есть два недостатка:
1) я уже успела привыкнуть, что в поездах есть туалетная бумага (я же езжу, блин, исключительно по маршруту Москва-Рига, возможно в других поездах по России бумаги как не было, так и нет),
2) китайцы, которых всего два купе, не знают, как спускать воду в туалете (кнопочка слива расположена странно – под раковиной), поэтому приходится сначала сливать чужое, потом делать свое дело и затем снова сливать воду.

В Северную Корею на поезде. Внутри поезда

Поход в вагон-ресторан еще интересен тем, что надо просить проводника открыть межвагонные двери. Наш хвост поезда изолирован от китайского состава – закрыт на два ключа. С китайской стороны вагон тоже закрыт, и на какой-то момент мы оказались в тамбуре, закрытом со всех сторон: наш проводник уже успел закрыть за нами дверь и ушел, а с китайской стороны – тоже заперто. Но китайцы-пассажиры увидели нас, позвали своего проводника, он дверь отпер и объяснил на пальцах, что кушать – это в десятый вагон. Ну мы и так это знали, но все равно – спасибо. Далее проход по жующему поезду, где все места заняты, в т.ч. и стояче-лежачие в тамбуре, потом ужин по умеренным ценам, и проход обратно. Еда северо-китайская, не острая, и даже – пресная, в целом – не вкусно. Чай дают такой же, как пью я, – порадовало. Не самый дешевый, это точно.
Граница начинается примерно с 7 утра, когда на конечной китайской станции отцепляют наши вагоны. Все китайцы выходят, в Корею едем только мы. Возможно, к нам будет народ на подсадку. Мы выкупили все 4 места в купе, это хоть и дорого (3 взрослых + 1 детский билет = около 900 Евро, в «китайском» поезде – дороже), но однозначно рекомендуемо. Ехать с китайцами в одном купе на большое расстояние – это может быть тяжело. У них просто другой подход к жизни. Китаец будет курить, бросать на пол куриные косточки и шелуху от семечек, хрюкать по всякому – ну так принято, это не со зла.
Интересно, полки здесь в купе не откидываются. Под нижними (они просто на ножках прикручены к полу) – просто свободное пространство, не сундук. Верхние – не поднимаются, жестко закреплены. Третьих полок для матрасов нет. Окна глухие в купе, в коридоре есть три форточки на весь вагон. В вагоне работает кондиционер, вроде, но не дует. Температура явно ниже забортной, но противного кондейного холода нет – удивительно. Горячая вода есть пока есть. Кончилась – значит кончилась. Проводники ни чем не заморачиваются, пока не попинаешь. Но если пинать – все делают с улыбкой безотказно. За ночь поспать так и не смогла: все мне чудился запах ботинок, в которые написал кот.
Что интересного за окном: если вечером тянутся вдоль путей огромные кварталы чудовищно плотной застройки от Пекина до Тяньцзиня и далее – от одного к другому блоки двадцатиэтажных домов по 40 штук за раз (каждый квартальчик на 20-50 тысяч жителей, как небольшой подмосковный городок или средний город российской глубинки), ночью картинка хуже: кварталы становятся пониже и погрязней. К утру уже картина иная: появляются в большом количестве горы, множество речек и рек, а города сменяются деревнями под черепичными крышами – сильно бедными и какими-то недостроенно-разрушенными. На горах периодически встречаются лозунги-растяжки из иероглифов. Из природы еще: поезд проезжает через множество туннелей, некоторые из которых длиной по километру и больше. На горах – множество оползней, один видели прям совсем огромный, заснять толком не успели. Вообще, даже здесь, в этой глухомани, склоны засаживают деревьями, но, конечно, не везде это возможно. Все не перестаем удивляться победневшей картинке: давно такого Китая не видели; деревень становится все меньше по мере приближения к границе. А вот милый поселок: по помойке, которую местные жители устроили на берегу речки, а также вообще везде, где только возможно, он не уступает Индии.
Люди: из подсевших в Шеньяне корейцев проводник нашел толмача: на сложном к пониманию английском меня спрашивали, какая компания нас пригласила и из какой мы делегации. Ответили: мы туристы. Проводник удивился, но временно отстал. И пошел в купе свое, закурил – видно решил, что туристов можно не бояться. Пошла, еще раз ему напомнила – курить нельзя.
Все время прохождения границы я проспала. Китайцы лишь попросили показать морду лица. Корейского пограничника и это не заинтересовало – и правда, да какая разница, они все равно все одинаковые. Китайской таможни не было, кореец все же разбудил, очень деликатно попросив открыть все чемоданы. Впрочем, искал он плохо, бутылки с подарочным алкоголем не заметил вообще, а после того, как влез в пакет с моими старыми ботинками, и вовсе потерял интерес к досмотру. Наиболее внимательно он просмотрел журналы с голыми тетками (журналы из самолета – «Аэрофлот», «Деньги» и наш «Турбизнес»), но ничего не сказал. Китайских и корейских пассажиров досмотрели чуть более тщательно и у кого-то отняли блок сигарет.
Еще ночью на приграничной китайской станции в вагон подсели корейцы. При пересечении границы все нацепили значки с Ким Ир Сеном. Интересно: у нас телефоны таможенник забрал и через время принес запакованными в бумажные пакетики, замотанными скотчем. А кореянка, севшая в Дангдонге (явно не простая тетенька), выходила на платформу уже на корейской стороне – звонила по мобильному телефону. Т.е. для определенных людей в КНДР мобильная связь доступна внутри страны, еще 5-7 лет назад этого точно не было. Через пару часов мы поймем, что телефоны тут буквально у всех. Понятно, что в этом поезде простые корейцы не ездят, но ведь прям явно, что телефоны для них уже не предмет роскоши, просто полезное устройство.
Поезд на корейской стороне немного поменялся: отцепили китайские вагоны, но прицепили довольно много местных. Соседний с нашим вагон оказался плацкартом – вполне чистеньким и приличным, по шесть полок в каждом купе, боковушек нет. Плацкарт был пустой, а вот в начало поезда перла просто толпа пассажиров с баулами – видимо там были общие вагоны. А вот только что по перрону проехал «Лексус», груженый мешками с картошкой, – такой сюр. Страна явно начинает жить лучше.
Еще про поезд: проводники всю дорогу ходили какие-то помятые, в расстегнутых рубашках с грязными белыми майками. Мне казалось, что это они на китайской стороне расслабляются, а при пересечении границы предстанут подтянутыми, застегнутыми на все пуговицы, в фуражках и со значками. Ничего подобного – лежат точно также, дрыхнут в своем купе босиком и в маечках. Никакой показухи! Служебное купе у них забито туалетной бумагой – этот дефицит нам знаком. На перроне ненавязчиво играет патриотическая музыка.
Поездная жизнь: как прошли границу, и поезд тронулся, открыли межвагонные двери настежь. Прошла девушка из ресторана и зазвала нас обедать. «Ланч-сет» = 50 юаней или 5.8 евро или 7.5 долларов. С удовольствием пошли, заодно посмотрели другие вагоны с корейцами. Вагонов прицепили несколько типов: плацкарт простой, плацкарт с кондиционером (выглядит как купе, только без дверей), до общего вагона мы не дошли. Вагон-ресторан оказался очень старым и убитым. Обычные стулья, затянутые тряпочкой, полиэтилен на столах. За столиками военные курят и пьют пиво, и у каждого – по мобильному телефону, а то и по два, и они периодически по ним разговаривают – все еще удивительно. Еда превзошла все ожидания: два обеденных набора включали: яичницу из 2 яиц, макароны с мясом, два здоровых куска курицы, два куска рыбы, две здоровых тарелки супа, тарелку тушеной говядины, 2 пиалы кимчхи, тарелку картошки и может что-то еще. Наша дочка даже поела курицу и мясо, хотя она и не в восторге от азиатской еды. Все очень вкусно, очень много – в два раза круче, чем вчерашний ужин в китайском вагоне-ресторане. И дешевле. В ресторане нас нашли и опознали наши корейские партнеры (нас вообще в Корее сложно не узнать :-)

Первая и вторая перемена блюд в вагоне-ресторане: В Северную Корею на поезде. Вагон-ресторан. Первая перемена блюд

В Северную Корею на поезде. Вторая перемена блюд в вагоне ресторане

Едем дальше. На остановках народ выходит размяться на платформу.
Нам осталось ехать часа два. Прибытие в Пхеньян – в 19.30. Вообще, от границы ехать недалеко, но поезд по территории Кореи идет очень медленно – его сильно качает и дергает, видимо пути не в лучшем состоянии, да и локомотив может быть не сильно мощный. Смотрим за окно, и глаз радуется, – все поля обработаны, что-то зелененькое растет: рис, кукуруза, картошка, какие-то плодовые деревья. Сегодня воскресенье, часть людей работает на полях, но много и гуляющих. В целом впечатление очень приятное от Кореи сельской. Жить стало лучше, жить стало веселей.

Из окна поезда: В Северную Корею на поезде

В общем, если брать с собой чего-нибудь вкусненького, чай, книжки, чистые простынки, компьютер для писания заметок, фотоаппарат и трехлетнего ребенка, сутки в поезде – фигня. Даже в прокуренном. Здесь в большей степени можно прикоснуться к жизни корейцев, чем во время официальной туристической поездке по стране, где гиды на километр не подпускают туристов к своим согражданам. Общаться с попутчиками в поезде мы не пытались, но если это кому-то интересно, то можно попробовать.
 

 

Горы КНДР. Фото:
Внешний Кымган
Пэкту
Чхильбо
Механ
Кувол
Пель Кымган

Курорты КНДР:
Дом отдыха Мазон
Отель Мазон 5*
Отель Хянсан 5*
Отель Кымгансан 4*
Озеро Сиджунг
Курорт Рёнган 3*
Спец.зона Расон
 
   
На главную  |  Больше о Северной Корее на www.Strany.netТуры в Северную Корею
Рейтинг@Mail.ru